о чем статья белинского разделение поэзии на роды и виды

ПОЭТИКА

ПОЭ́ТИКА (греч. poiētikē téchnē — творческое искусство), наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших дисциплин литературоведения. В расширенном смысле слова П. совпадает с теорией литературы, в суженном — с одной из областей теоретической П. (см. ниже). Как область теории литературы, П. изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого. В зависимости от того, какой аспект (и объем понятия) выдвигается в центр исследования, говорят, например, о П. романтизма, П. романа, П. творчества какого-либо писателя в целом или одного произведения. Поскольку все средства выражения в литературе в конечном счете сводятся к языку, П. может быть определена и как наука о художественном использовании средств языка (см.  Язык художественной литературы ). Словесный (т. е. языковой) текст произведения является единственной материальной формой существования его содержания; по нему сознание читателей и исследователей реконструирует содержание произведения, стремясь или воссоздать его авторский замысел («чем был Гамлет для Шекспира?»), или вписать его в культуру меняющихся эпох («что значит Гамлет для нас?»); но и тот и другой подходы опираются в конечном счете на словесный текст, исследуемый поэтикой. Отсюда — важность П. в системе отраслей литературоведения. Целью П. является выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетического впечатления от произведения (см.  Структура литературного произведения). В конечном счете, в этом участвуют все элементы художественной речи, но в различной степени: например, в лирических стихотворениях малую роль играют элементы сюжета и большую — ритмика и фоника (ср.

также Интонация поэтическая, Пунктуация поэтическая), а

Источник

Виссарион Григорьевич Белинский — биография

Белинский стремился создать литературную критику на почве философской эстетики (в основном под влиянием идей Ф. Шеллинга и Г. Гегеля ). Поставив во главу угла критику существующей действительности, разработал принципы натуральной школы — реалистического направления в русской литературе, главой которого считал Н. В. Гоголя. В ежегодных обзорах литературы, в статьях об А. С. Пушкине (11 статей, 1843-1846), М. Ю. Лермонтове и др. давал конкретно-исторический анализ их творчества, раскрывая самобытность, народность, гуманизм, как важнейший критерий художественности их произведений.

Белинский провел в городе Чембаре, в 1820 году поступил в уездное училище, а с 1825 г. учился в пензенской гимназии. Не кончив учения в гимназии, в 1828 г. он решил поступить в Московский университет, для осуществления этой мечты ему пришлось преодолеть много препятствий. Но все-таки в конце 1829 г., после многих затруднений, ему удалось стать студентом Московского университета.

Нерадостные воспоминания остались у Белинского о детских годах. Мать его была типичной провинциальной кумушкой, а отец, человек не без дарований и кое-что обещавший, совершенно опустился под влиянием провинциальной жизни. Характеры отца и матери отразились и на сыне. Темперамент матери, резкость и прямота отца проявились уже в молодом Белинском, если прибавить к этому, что дедом его был священник, отец Никифор, по семейным преданиям праведник-аскет и подвижник, то мы увидим, что и религиозный экстаз подвижника-деда впоследствии в новых формах и с новой силой воскрес в прямодушном вечном подвижнике, вечном искателе, Белинском.

Любовь к родной литературе развилась в Виссарионе Белинском с самых юных лет. Он сам описывает, как перечитывал без разбора все, что печаталось тогда в журналах, альманахах и собраниях сочинений. Еще будучи учеником уездн

Источник

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987

.doc

Содержание определялось как “подражание событиям истинным или вымышленным”; в соответствии с этим различались “история” (рассказ о действит. событиях, как в историч. поэме), <миф” (материал традиц. сказаний, как в эпосе и трагедии) и “вымысел” (оригинальные сюжеты, разрабатываемые в комедии). К “чистоподражательным” родам и жанрам относили трагедию и комедию;

к “смешанным”— эпос и лирику (элегия, ямб и песня; иногда упоминались и позднейшие жанры, сатира и буколика); “чисто-повествовательным” считался разве что дидактич. эпос. Поэтика отд. родов и жанров описывалась мало; классич. образец такого описания дал Аристотель для трагедии (“Об искусстве поэзии”, 4 в. до н. 9.), выделив в ней “характеры” и “сказание” (т. е. мифол. сюжет), а в последнем — завязку, развязку и между ними “перелом” (“перипетию”), частным случаем к-рого является “узнавание”.

Форма определялась как “речь, заключенная в размер”. Изучение “речи” обычно отходило в ведение риторики; здесь выделялись “отбор слов”, “сочетание слов” и “украшения слов” (тропы и фигуры с детальной классификацией), а разл. сочетания этих приемов сводились сперва в систему стилей (высокий, средний и низкий, или “сильный”, “цветистый” и “простой”), а потом в систему качеств (“величавость”, “суровость”, “блистательность”, “живость”, “сладость” и т. д.). Изучение “размеров” (строение слога, стопы, сочетания стоп, стиха, строфы) составляло особую отрасль П., метрику, колебавшуюся между чисто-языковыми и музыкальными критериями анализа. Конечная цель поэзии определялась как “услаждать” (эпикурейцы), “поучать” (стоики), “услаждать и поучать” (школьная эклектика); соответственно в поэзии и поэте ценились “фантазия” и “знание” действительности.

В целом антич. П., в отличие от риторики, не была нормативной и учила не столько предуказанно создавать

Источник

Вопрос №56. Эстетические и литературно – критические взгляды В.Г. Белинского

Белинский с самого начала и до конца своей жизни— страстный искатель целостного и стройного мировоззрения, способного ответить на насущнейшие вопросы жизни. Даже увлекаясь тем или иным философским учением, Белинский, как правило, не становился его рабом. Будучи самостоятельным мыслителем, он всегда сохранял по отношению ко всем влиявшим на него философским концепциям свою независимость.

В обзоре «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) художественное творчество воспринимается им как «таинственное ясновидение», «независимое от лица творящего». В сочинении «Стихотворения Владимира Бенедиктова» (1835) поэзия представляется как «бессознательное излияние чувства».

Ратуя за народную литературу, Белинский с явной издевкой отзывается об охранительной, рептильной журналистике и беллетристике. Здесь сказывался его идеализм. Но демократическая гражданственность вела его к такой социальной активности, которая уже не умещалась в рамках мирного просветительства. Видя в борьбе за общественное благо высочайшее счастье, он призывал своего читателя отречься от себя, подавить свой эгоизм для родины и человечества, стать «двигателем, апостолом истины и знания», «действовать практически на пользу общества», употреблять жизнь «на святой подвиг», на «самопожертвование в деле правды».

От статьи к статье Белинский все более и более проникался мыслью о гражданском назначении критики как философско-эстетического сознания эпохи и ее искусства. Усиливаются его требования к писателям: тесная связь с современностью, идейность. В 1835 году в статье «Стихотворения Евгения Баратынского» он пишет: «Поэт больше, нежели кто-нибудь, должен быть сыном своего времени». В 1838 году в статье „Гамлет, драма Шекспира“ Белинский заявил: „Объективность не может быть единственным достоинством художе

Источник

Система творческих взаимосвязей и процессы жанрового преобразования национальных литератур:Лезгинская поэзия второй половины XX столетия тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.02, доктор филологических наук Темирханова, Гюльнара Бейбалаевна

Оглавление диссертации доктор филологических наук Темирханова, Гюльнара Бейбалаевна

М.Горький и С.Стальский, В.Маяковский и А.Фатахов и др.24 Раздел 1. Некоторые теоретические предпосылки русско-лезгинского творческого взаимодействия.

Раздел 1. Эстетические ресурсы крупных поэтических жанров ( баллада, поэма) и процессы художественного осмысления национальной действительности периода 50-90-х годов.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Система творческих взаимосвязей и процессы жанрового преобразования национальных литератур:Лезгинская поэзия второй половины XX столетия"

В последние десятилетия XX столетия явно возрос научный интерес к жанровой ситуации в национальных литературах - как в прозе, так и в поэзии. Это связано, на наш взгляд, с активизацией в общем творческом процессе новаторских поисков, вызванных осознанным стремлением поэтов и писателей - выходцев из недр народов, ранее называвшихся « младописьменными » и даже « бесписьменными » - найти и занять свое достойное место в иерархии художественных достижений на стыке веков.

что можно съесть чтобы сходить в туалет после родов
Для женщин, которые недавно родили, эта частая проблема. Я спасалась свечами Глицирина, не вредно и эффект быстрый. Утром, натощак, можно выпить пару ложек растительного масла и запить холодной водой, тоже помогает. Есть

Набирающая силу тенденция к самоопределению и самоутверждению ознаменовалась бесспорными достижениями на почве « периферийных литератур », куда механически были отнесены и литературы многоязычного Дагестана. Вместе с тем лучшие произведения таких писателей Северного Кавказа, как осетин Коста Хетагуров, балкарец Кязим Мечиев, кумык Йырчы Казак, даргинец Омарла Батырай, лезгин Етим Эмин, лачка Щаза стали самобытным вкладом в эстетическую сокровищницу многонационального Отечества, а творения Расула

Источник

Понятие о литературных родах (эпосе, лирике, драме) берет свое начало с античности. Отправной точкой, с которой началось формирование этой теории о трех родах (и споров о ней), можно считать работу Аристотеля "Об искусстве поэзии" (IV в. до н. э.).

Литература - "эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифирамбическая..." - для этого выдающегося мыслителя древности являлась не чем иным, как "подражательным искусством". Суть этого подражания, по Аристотелю, заключается в том, что "подражатели (т. е. авторы. - Прим.) подражают действующим лицам". Из разности характеров этих действующих лиц философ выводил различие между трагедией и комедией ("последняя стремится изображать худших, а первая - лучших людей..."), заложив тем самым основы понятия о жанрах. Роды же литературы различаются уже не тем, какими личными качествами обладают герои произведения, но самим способом описания персонажей и событий, отношением автора к описываемому. Иначе говоря, любой из трех литературных родов есть "способ подражания", обобщенный тип словесного художественного творчества, отличный от двух других.

Аристотель говорит, что "подражать... можно, рассказывая о событии как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается самим собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображенных лиц как действующих и деятельных". Уже здесь есть, в сущности, определение, соответственно, эпоса (с упоминанием величайшего эпического поэта), лирики и драмы. (Это не только доказывает гениальность философа, но и лишний раз подтверждает великое значение древнегреческой литературы, изучение которой позволило мыслителю сделать свои глубокие выводы.)

роды в испанском окончания
Говорить на любом языке  — это примерно то же самое, что управлять автомобилем. Когда вы знаете, что нужно делать, и достаточно отработали навыки, управление машиной становится вашей второй натурой. Вы не задумываетесь

Мысль античного ученого, высказанная в трактате "Об искусстве поэзии", без сомнения, нуждалась еще в толкованиях, пояснениях и просто в более отточенной формулировке. Литераторы, философ

Источник

Полное собрание сочинений в 13 томах

Виссарион Григорьевич Белинский принадлежит к числу тех деятелей передовой русской культуры, которыми гордится наша страна, которые знаменуют славу русского народа. В своем историческом докладе, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, И. В. Сталин говорил о вероломном нападении гитлеровских захватчиков, имевших «наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова!..» (И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М. Госполитиздат, 1952, стр. 30). Названные имена — символ бессмертия русского народа, его величайшей роли в истории человечества, в истории мировой культуры.

Деятельность Белинского относится к 30—40-м годам XIX столетия. Восприняв самые передовые традиции прошлого — революционные традиции Радищева и декабристов,— Белинский поднял их на новую ступень развития социально-исторической и философской мысли. Своей литературно-критической и общественной деятельностью он закладывал основы революционно-демократического миросозерцания и тем самым пролагал путь марксизму в России. В книге «Детская болезнь „левизны“ в коммунизме» В. И. Ленин говорит: «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания па практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы» (В. И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 9).

1840-е годы — высший этап в литературно-общественной деятельности Белинского. Вступив в литературу еще в начале 30-х годов и пройдя

Источник